31 марта 2020 год
Режим полной самоизоляции
С сегодняшнего дня мы все оказываемся на карантине.
Такой истории с нами еще не случалось.
Да и ни с кем не случалось. Будет непросто.
И детям будет еще сложнее.
Мы окажемся заперты в четырех стенах, и напряжение может нарастать. И очень важно сейчас постараться получать удовольствие от того, что мы вместе, нам никуда не надо спешить, и «все дома».
Это – сложно. Ведь у нас не было такого опыта, он неизменно будет нас тревожить.
Детям же еще сложнее – мы в своей жизни уже переживали разные кризисы, но даже кризис 90-х не сказывался на детях так сильно.
Я была ребенком, примерно таким, как наши дети сейчас.
Да, взрослые что-то там обсуждали (и мы тоже), были очереди, исчезали какие-то продукты.
Но наша – детская – жизнь оставалась прежней.
Мы так же ходили в школу, бегали после нее по дворам, и главными проблемами в нашей жизни оставались двойка в дневнике, то, что выпускают гулять лишь до 21, проблемы дяди Тома из одноименного романа, ссора с Наташкой Яковлевой или равнодушие Вадика из «5 Б» .

А у них мир рухнул в одночасье. Он взял и изменился.
Непонятно, почему, и не ясно, как долго это продлится и чем кончится. Первый шок пройдет, и придет понимание, что вот такое вот – надолго, и станет тяжело. И поэтому я предлагаю постараться стать точкой опоры для себя и детей.

Есть вещи, на которые мы не можем повлиять.
Такие вещи есть всегда, просто сейчас они чуть более заметны. Пандемия. Экономическая ситуация. Закрытые границы. Это сейчас не в нашей власти.

Но наш маленький мир с нами. Атмосфера в семье. Отношения. Умение мечтать. Надеяться. Смеяться. Вот этот день, этот вечер, это утро.

Что это значит?
Это значит, что когда в очередной раз мы полетим на своих эмоциональных качелях вниз, а рядом окажется ребенок, который что-то не туда положил, не сделал урок, канючит, мучает кота и сестру, мы не прошипим ему сквозь зубы «ну сколько можно думать только о себе! Нельзя быть таким неряхой/лентяем/нытиком/эгоистом. Пока мы все тут в таком положении.... а ты!».

И он.

Он тоже в таком положении.

Если у нас получится сдержаться хотя бы пару раз на десяток возможностей – уже победа.

Что может помочь?

1. Разобраться с ожиданиями от себя и детей.
Все медитации, лекции и прочее саморазвитие можно отложить.
Если Вы не поругались и создали моменты, когда вам было хорошо вместе – супер результат, и вы – идеальная семья!
За месяц-другой никто не деградирует, не поглупеет и не потеряет свой единственный шанс поступить в Гарвард или ВШЭ через 10 лет.
Все амбиции, связанные с учебой, могут подождать.

Опыт, приобретенный сейчас, будет дорого стоить. Пусть занимаются тем, что приносит радость.
2. Поддерживайте рутинное течение жизни.
Цикличность, постоянство самых простых ритуалов дает нам ощущение стабильности.

И да, те кто умывались, чистили зубы и делали зарядку даже в экстремальных условиях (блокада, концлагеря), с которыми невозможно сравнивать наше текущее положение, имели больше шансов выйти из испытаний без потери для психики.
Пусть что-то остается всегда, не смотря ни на что.
И это что-то будет опираться не на внешние границы (пора в школу, на работу, на встречу), а на ваш выбор.
Не важно, что там с макроэкономикой – я просто делаю свои 25 отжиманий каждый день в 9 утра.

Помните все эти разговоры о формировании волевой сферы? Вот это тот самый момент.
3. Не забывайте о более высокой тактильности у детей.
Раньше они могли удовлетворять ее в играх со сверстниками, теперь друзья лишь онлайн.

Беготня по квартире, возня, шутливые укачивания, вечерний массаж друг другу.

Любые тактильные и телесные игры – все это сейчас очень нужно.

Просто иногда, встретившись в коридоре, можно постоять обнявшись минуту-другую.
4. Мечтайте и вспоминайте.
Достаньте те горы фотографий, которые вы делали в поездках – посмотрите, вспомните, посмейтесь.

А потом помечтайте, что Вы сделаете, когда карантин кончится.
Куда пойдете в первую очередь?
Что увидите?
Что попробуете?

Проживайте эти дни и эти возможности – пусть они уже случаются с вами и детьми.

Перекрывайте сепарацию с нормальным миром.
5. Начните читать по вечерам, если вдруг вы забросили это дело.
Пусть это будет ритуалом – отложить все дела и снова всем вместе погрузиться в захватывающие приключения любимых героев.
Это и правда помогает, а еще развивает интеллект и укрепляет отношения в семье.

Про книжки, в том числе и семейное чтение, поговорим с Инной Прибора в нашей онлайн-гостинной для родителей KIT 9го апреля.
6. Помните про четыре сферы устойчивости.
Четыре сферы устойчивости:

а) интеллектуальная сфера.
Предлагайте своему мозгу и мозгу детей качественную пищу.
Игры и книжки подойдут лучше всего!

б) физическая сфера.
Один парень в Испании на днях пробежал марафон на своем балконе. Теперь я понимаю, почему мне никак не удается пробежать эту дистанцию – у меня нет балкона!
Возможно, он вас вдохновит на то, чтобы не забывать о небольшой, но регулярной гимнастике или танцах, или боксе, или йоге – все, что может вас вдохновить.

в) эмоциональная сфера.
Смейтесь. Смех очень спасает. Смотрите смешные мемы и котиков – сейчас можно!
Вспомните любимые комедии, пересмотрите новые.
Перечитайте любимые юмористические рассказы.
И да, разделенный смех, смех в компании дорогих людей работает в 10 раз сильнее.
Не жалейте время на смешное.
Над теми шутками, что приносят из интернета дети, смейтесь тоже!

г) социальная сфера.
Общайтесь просто так. По скайпу, по зуму, в мессенджерах, по телефону.
Обо всем на свете. И пишите-говорите приятные людям вещи.
Не просто, чтобы поддержать других, а для себя, так, делая приятное кому-то, мы становимся сильнее.

7. Грейте свое сердце.
Каждый день. Несколько раз.

Как это делать? Мы с Катей Поповой расскажем в четверг в нашей онлайн-гостиной, посвященной жизни в карантине.



Ирина Беляева и Команда школы KIT
Фотоархив Школы KIT