педагогические инструмены в школе KIT
Межпредметное погружение
Зачем мы используем такую методику, как погружение
Потому что мы хотим выйти за рамки обычных предметов, рассмотреть события и явления нашей жизни с разных сторон и с позиции разных наук. Именно о таком подходе говорят сторонники метапредметности, такой подход мы активно поддерживаем и используем в учебном процессе.
В реальном мире нет ничего отдельного, не связанного ни с чем другим. В то же время, школьные дисциплины поделены на классы, уроки, параграфы и правила - и это совсем не помогает школьникам получить целостную картину мира, а как раз наоборот, способствует ее разрушению. Но семилетние дети еще воспринимают картину мира синтетически, целостно. Им гораздо ближе подход метапредметный, чем общепринятый школьный.
Погружения помогают нам сразу выйти за рамки традиционной работы. Тут работает система "перевернутый класс", когда дети не получают готовые ответы, а получают только вопрос, и сами стараются найти решение.
Погрузиться в тему - значит создать среду в этой теме, подойти к ней со всех сторон, с разных ракурсов. Погружения включают в себя активную проектную деятельность, поддержку изучаемой темы на всех предметах, образовательные игры, насыщенную экскурсионную программу. Сюда же входят семинары для взрослых на тему погружения.

При этом каждый вид деятельности по выбранной теме предлагают разные специалисты. Если мы что-то делаем руками - это курирует педагог по труду, если мы читаем на выбранную тему - этим занимается педагог словесности, если мы отправились в музей на историческую экскурсию по теме погружения - ее ведет профессиональный историк.

Именно благодаря такому разнообразию в деятельности и подходах дети активно тренируют универсальные учебные навыки, такие как: структурирование, классификация, умение выделить главное и обобщить, спланировать свою работу, поиск анализа и информации, резюмирование.

Мы предлагаем детям собрать картинку мира воедино - погрузиться в изучаемый предмет с головой!
Три раза в год проходят в школе погружения на различные тематики.
Погружение "Мир и Человек"
Совсем зеленые!

В школе KIT полным ходом идет экологическое погружение "Мир и Человек". Цель у него глобальная - дать детям представление связях и закономерностях внутри экосистемы, о нашем влиянии на планету. Каждый преподаватель стремится к метапредметности, но подходит со своим аршином: на биологии все восстанавливают пищевые цепи, на математике занимаются мусорным конструированием, на окружайке слушают рассказы "гринписовцев", а на словесности бьются в дебатах...

Кроме того, активно внедряется игровой подход: если вы в составе команды спасает целую планету, то убиваются сразу два зайца… (ох нет, зайцев лучше не убивать - неэкологично).... то решается сразу несколько педагогических задач: включается проектное и творческое мышление, ребята учатся работать в командах, действуют в безопасной метапредметной среде, формируют системный взгляд…

В общем, сплошные плюсы, не считая отдельной радости: сегодня на одной из планет дети вывели особый вид редуцентов - грибы, размахивающие дубинками….

Погружение "История изобретений"

От винта: как прошло ноябрьское погружение

Погружение "История изобретений" закончилось ворохом выданных патентов. Целую неделю ребята знакомились с открытиями технологий и мощно развивали творческое мышление. Лекции перемежались креативными мастерскими, на которых резали одноразовые стаканы, склеивали диски, городили города из коробок и пластиковых трубок.

В классах прошли, нет, даже прогремели (когда кто-то ронял стул), дебаты, во время которых обсуждались дилеммы имплантологии (старшие) и этики новых открытий, особенно оружия (младшие).

Одной из педагогических задач было развитие системного мышления, поэтому от узкой специализации отказались.

Пятый и седьмой классы искали связи между предметами. Им пришлось наводить мосты между несвязанными явлениями, вроде открытия электричества, романтизма в искусстве и появления кино. Осваивали технологию создания ментальных карт.

Начальная школа играла в разработанную нашими педагогами игру: пройти путь технологического развития начиная с первобытных племен ("А вы чего, уже лук изобрели? Ну и что, а у нас зато есть колесо!"). Одними из наиболее важных стратегических изобретений оказалась корова с травой вместо шерсти и конь в доспехах.

Завершили неделю презентацией городов будущего. Города оказались подводными, высокогорными, полными сияющих фонариков и рождественских гимнов. Если ребята продолжат креативить в рамках концепции, нас всех ждет прекрасное будущее.

Главное поднять по канатной дороге того коня в доспехах.
Погружение "Дизайнеры эмоций"
В Клубе Домашних Школьников (прим. ранее название Авторской школы KIT) завершилось тематическое погружение «Дизайнеры эмоций». Что это дало кроме причудливых построек для инопланетной принцессы, загадочных музыкальных композиций и самодельных сборников по выражению чувств?

Во-первых, возможность командного творчества. Планирование, распределение обязанностей и все переговоры дети проводили сами, обращаясь к тьюторам лишь в самых сложных случаях.

Во-вторых, понимание себя. Знать, что золотые колонны настраивают тебя на торжественный лад, а холодные тона и пластик помогают тебе сосредоточиться - бесценный навык в мире суеты и перегруза.

В третьих, достижение образовательных целей. Чтобы правильно повлиять на принцессу с планеты Драматис, нужно было разобраться, как на восприятии сказываются формы, звуки, цвета, их сочетания, что ощущаешь в месте, где зеленые стены в розовую полоску. Было необходимо узнать о современном искусстве, о том, какими средствами мы можем выразить свою идею наиболее доступно. После экскурса в постмодерн, первоклассники внезапно завесили стену спальни горошками а-ля Дамиан Херст и брызгами в духе Поллока, а Матвей собрал скульптурную композицию из ложек, скрещенных как мечи.

В-четвертых, удовольствие от процесса. Если вы не собирали светодиодный светильник со змеиными головами, не устанавливали балдахин, усыпанный цветами, не делали архитектурный макет, вдохновленный хот-догом, то вам, наверное, не понять. А впрочем, дети вам все объяснят.


Погружение "Про-Петербург"
Нагородили

Последнее погружение школьников было посвящено Петербургу. Можно было долго ходить вокруг да около, но, во-первых, ребята там уже все обошли с экскурсиями "Тайна каменных стражей", а во-вторых, всегда приятно иметь достопримечательности под рукой. В общем, под чутким руководством Ярославы дети принялись изготавливать макет центральных районов.

Картонное поле расчертили, изучая карту. Раскрасили ярко-синим реки и каналы. Проекты Расстрелли, Монферрана, Воронихина и др. приобрели свежее звучание, когда за них взялись наши школьники. На своих законных местах выросли дерзкие статуи, бумажные колонны, купола из золотой бумаги. Летний сад зашумел деревьями из пластилиновых колбасок. Под Исаакием в ухо коню вцепился Медный всадник. "Лик его ужасен,... он весь как божия гроза," - так бы выразился про Петра Пушкин, если бы дожил до нашего макета. Сохраняя верность оригиналу, конь Петра топчется на настоящей гранитной глыбе.

В работе важны и творчество, и тонкий расчет. Сделаешь развертку, соорудишь домик, а потом выясняешь: "Кто-нибудь знает, какая крыша у Русского музея? Скатная или как? А какого цвета?" Изучить вопрос позволяет интернет. Потом складываешь, режешь, смешиваешь гуашь, пытаясь воспроизвести увиденное.

"Самое сложное - довести дело до конца, - говорит Ярослава, - базовые коробочки ребята сделали сходу: осталось проявить волю и оформить детали, вензеля, колонны."

А на Манежном переулке поставили параллелепипед "Дома Гнома". Судя по макету, это один из важнейших культурных объектов Северной столицы.


Погружение про книги "Book-И"
Делай Аз, делай Book-и…

10 ноября 3,5 и 1 классы представляли широкой публике свои проекты, над которыми они работали во время погружения в книгу.

Третий класс может похвалиться развитым критическим мышлением. Если предложить ребятам совместный проект, они сперва потребуют объяснить, для чего лично им нужно в этом участвовать. И если у вас недостаточно аргументов, дети не станут ввязываться в эту сомнительную авантюру, что вообще-то очень грамотно. В итоге решили, что вокруг нас много непонятных знаков, и стали делать про них книгу. Разделились, каждый взял себе тему по душе. Работа строилась так: я вываливала на стол кипу распечаток, пару тематических книг, ставила компьютер - вдруг пригодится - и садилась в уголок насвистывать. А дети сами читали, резали, лезли в интернет, чего-то клеили, вырезали шифровальные решетки и рисовали иероглифы зеленым фломастером на зеленой бумаге. В общем, мне кажется, процесс искупает все видимые шероховатости результата.

Теперь стоит научиться рассказывать о своей работе с таким же довольным лицом, как это выходит у первого класса…
Ведь впереди нас ждут новые проекты.

Пятый класс очень рвался проводить флеш-моб - исследование, выходить в люди и даже приставать к этим людям с микрофоном. Поэтому сначала они выбрали "книжную" тему для опроса: "Для чего нужны чтение, книги и поэзия". Нестройной толпой ребята ходили по окрестным кафе, направляя в посетителей телефоны и палки для селфи и задавая неожиданные для раннего утра вопросы. В результате им удалось, во-первых, выяснить, что подходить к людям, не толкая плечом вперед Елисея, довольно сложно, во-вторых, что не все рады отвечать, в-третьих, что книгу многие воспринимают только как источник знаний, в-четвертых, что "возвышать душу литературой", что бы это ни значило, готовы лишь два человека из десяти. В общем, это был очень полезный опыт.

Первый класс представил свою книгу цифр для малышей. Цифры были вылеплены из пластилина, украшены звездами и другим чудесами, про каждую была найдена загадка, а рядом в карман насованы пословицы про числа. Изготовлением шедеврального книжного домика руководила Таня, поэтому он вышел нарядный и логически выверенный. Ребята гордо показывали "свою" цифру и каждый читал про нее загадку. Это был их первый опыт совместной работы, причем такой, какую приятно показать родителям и вообще всем, кто рядом оказался.

Проектная деятельность очень важна для нас, причем не в том виде, который обычно получается в начальной школе: ребенок принес задание, а папа ночью делает презентацию про грибы. Здесь ценен опыт ребенка, его возможность ошибиться, сделать "некрасиво", но по-своему. Рассчитать время. Работать вместе. Увидеть результат. Повертеть его в руках и сказать остальным: "В другой раз не дадим Вениамину обложку делать, у него хорошо форзац получится".

Погружение "Вокруг света" Латинская Америка
Дух победы

Десятки тысяч километров преодолели школьники "Дома Гнома" за последние недели: они двигались пальцем по глобусу, на упряжках по Таврическо-Арктическим льдам, по американским прериям на быстроногих первоклассных лошадях (в прямом смысле: в роли коней - первоклассники).
Иногда правда приходилось останавливаться: в Индии занимались йогой, медитировали и заматывались в длинные сари - в них особенно не разбежишься.
На индийской неделе не могли обойти тему робототехники: ходили в две лаборатории, совершали технологический рывок.
Последнее приключение случились на американском континенте. После безумных ковбойских скачек и перестрелок из картонных пистолетов школьники попали на квест "Ночь в музее или пробуждение Кетцалькоатля".
Ребята построились организованной группой и стали слушать экскурсовода Катю. Рядом с экспонатами она говорила о Колумбе, о культуре инков, атцеков и майя, показывала амулеты и глиняные фигурки, объясняла, как промывать золотой песок.
Старатели разошлись. Стало понятно, как началась золотая лихорадка, многие не могли оторваться от ящиков с желтыми крупинками.
Но самое веселое произошло, когда у древней магической фигурки случайно отломилась голова.
Свет погас, раздалась индейская музыка, некоторые экспонаты ожили и вместе с детьми принялись совершать зловещий обряд - оживление могучего духа Кетцалькоатля, бумажное лицо которого росло из-за ширмы не предвещало ничего хорошего.
Как обычно, мир удалось спасти от разрушения. Хотя нужно было потрудиться: собрать пирамиду, расшифровать узелковое письмо и восстановить календарь майя.
Создатель квеста Яся понимает, что культурой индейцев приятнее проникаться в темноте под музыку, чем при свете с ученым экскурсоводом. И если вы, размахивая фонариками, смогли договориться и построить пирамиду из коробок правильно, то уж никакие дьявольские духи вам не страшны.


Погружение "Вокруг света": Британия
Правь, Британия!

Домашние школьники отправились в двухмесячный тур по странам мира. Каждую неделю в течение двух месяцев мы играем в путешественников в рамках образовательного погружения.
Эти дни мы провели в Англии, а значит, занимались тем, чем занимаются все приличные туристы: пили английский чай, играли на прогулке в Робин Гуда, на математике считали, сколько денег нам придется заплатить за гостиницу и за ресторан, рисовали флаги и достопримечательности Лондона, находили русские аналоги английских фразеологизмов, писали сонеты, проводили расследование, помогая Шерлоку Холмсу. А первый класс особенное внимание уделил начинке королевского бутерброда, разыграв балладу Милна с поразительным театральным усердием.
Погружение - не просто повод обклеить пространство географическими картами и цветными флагами, это возможность играть: разузнать, например, как выглядит английский бульдог, потом принести плюшевую версию собаки и нападать ею на друзей из-под стола. Путешествие заставляет собирать нарисованные чемоданы, и волноваться, пригодится ли вам в Лондоне зонтик; думать про то, как выглядит английская королева и почему у гвардейцев мохнатые шапки; бегать за Катей с просьбой рассказать про лепреконов или превращать в детективную историю непонятную надпись под мостом в Таврическом. Короче, Англия полна прелести.

А с понедельника мы дрейфуем где-то в районе Антарктики.


Погружение "Вокруг света": Япония

Семейные школьники в "Доме Гнома" на этой неделе завершают путешествие по Японии. Сегодня они показали спектакль по народной японской сказке про мальчика Иссумбоси, который был очень мал ростом, ему пришлось преодолеть немало испытаний вместе с красавицей Огин.
В этой сказке достаточно много текста, а готовился спектакль буквально за пару дней. Юные актеры не успели выучить свои длинные роли наизусть, и цели такой не было. Они могли подглядывать и читать текст. Старались даже те, кто только начал свое путешествие в мир чтения. Можно было читать свои слова в том темпе, в каком получается.
В "Доме Гнома" нет урока чтения в привычном понимании, по букварю. Есть занятия по Словесности и Каллиграфии, и еще чтение и письмо вплетено во все игры, спектакли и активности. Дети читают и пишут по необходимости, когда это нужно для чего-то. А нужно это почти каждый день. Они делают это с удовольствием, потому что чтение и письмо становится инструментом для того, чтобы узнать что-то новое, расшифровать послания, прочитать или написать письмо, записать Кодекс Самурая, или, как сегодня - сыграть роль в спектакле. Так у них зреет понимание практической роли письма и чтения в их жизни, и внутренняя потребность учиться этому.
Погружение "Вокруг света": Египет

Вчера школьники сдавали итоговую работу по истории Древнего Египта.
Волновались, конечно.
Пришли, сели за стол, достали листочки. Написали на них свои имена.
Вверху значилось "Искатель сокровищ".
Детям пришлось сильно потрудиться. Например, выложиться в одной из самых древних настольных игр - Сенет, излюбленной ходилке фараонов, провести археологические раскопки при помощи кисточек, расшифровать иероглифическое письмо, восстановить раритетные украшения из сокровищницы и ответить на вопросы сфинкса, который транслировал их через преподавателя истории Юрия.
Рассовав по карманом выкопанных скарабеев и священные ключи Ангх, ребята перебирались через разлившийся Нил, а два крокодила хлопали картонными пастями и наводили ужас на отбившихся от команды путников.
На этом казни египетские не кончились, и бедные дети попали прямиком на суд Осириса, который, вместо того чтобы спокойно лежать в гробнице, вдруг обернулся богом загробного мира и принялся задавать каверзные вопросы.
Оценки выставляла богиня истины Маат: клала на одну чащу весов заработанные ребенком ключи, на другую - свое перо… Как ни странно, все дети оказались победителями.
В своих портфелях они унесли настольную игру Сенет, которая будет красноречиво говорить о том, что ученье - это тяготы и испытания.
Контакты
Школа KIT в Доме Гнома
Санкт-Петербург, м. Чернышевская, Манежный пер., 13
+7 (812) 953 62 06
inbox@future-kit.ru